вторник, 16 июня 2009 г.

Развитие интернета и электронной коммерции во всем мире и России


Источники: обзор «B2C: состояние и перспективы»;
обзор «Развитие интернета и электронной коммерции в цифрах»
Данный обзор составлен по данным исследований наиболее авторитетных фирм. Среди них International Data Corporation, Gartner Group, Forrester Research, Boston Consulting Group, NOP Research Group, Комкон-2, РОЦИТ и др.
Индустрия интернета
Число веб-сайтов в Сети составляет сейчас свыше 5 млн и растет во всех регионах (Северная Америка, Европа, Азия и др.) с приблизительно одинаковой скоростью 90—130% в год. Общий оборот индустрии интернета в 2004 г., по оценкам, должен составить более 7 трлн долл. К тому времени в сети будет функционировать около 10 тыс. крупных коммерческих проектов, включая онлайновые биржи, а также значительное число фирм, специализирующихся на обслуживании и технической поддержке порталов.
В разных странах интернет развивается неравномерно, поэтому количественные показатели часто несравнимы. В качестве примера будут рассматриваться показатели США как страны с наиболее развитой интернет-индустрией.
Количество рабочих мест в США, непосредственно связанных с организацией и поддержкой веб-сайтов, в течение 1999 г. увеличилось на 36% и достигло в 2000 г. 2,5 млн. Особенно быстро появляются новые рабочие места в инфраструктуре сети, где рост составил 48%. За тот же период общие доходы рынка интернет в США возросли на 62%, достигнув 524 млрд долл. в год. В 2003 г. интрасети на основе интернет-технологий будут использоваться в 80% американских предприятий. В частном секторе около 37% абонентов будут подключаться к сети, пользуясь новыми скоростными технологиями, такими как кабельные модемы (14%), линии XDSL и IDSL (20%) и гибридные спутниковые каналы (3%).

Количество пользователей интернета

В мире сейчас насчитывается 250—300 млн пользователей сети. По прогнозам аналитиков, в 2003 г. их будет порядка 500—600 млн, а в 2005 г. — более 800 млн человек.

Уровень развития интернета в каждой стране тесно связан с ее общим уровнем инфраструктуры телекоммуникаций и компьютеризации. Неудивительно поэтому, что наиболее развитой страной в этом смысле является в настоящее время США. Более 65% американцев старше 12 лет имеют доступ к интернету, а половина из них каждый день выходят в сеть и проводят в ней не менее часа.
Количество европейских пользователей сети пока меньше, но быстро растет. Доступ к интернету сейчас имеют около 34% населения Европы, а к 2004 г. эта цифра составит уже 79%. Здесь по числу пользователей лидирует Англия, имеющая 6,4 млн семей, подключенных к интернету, что составляет около 27% населения страны. На втором месте находится Германия с 7,1 млн семей (20,7% населения), а на третьем — Франция, где подключены около 3 млн семей (12,1% населения).
Активно развивается также азиатский рынок интернета. В частности, число пользователей сети в Японии выросло на 10 млн в прошлом году, и в 2000 г. их уже насчитывалось более 27 млн. По мнению аналитиков, в 2005 г. их количество достигнет 76 млн человек. К сети подключено также около 78% японских предприятий. Широкое распространение получил интернет в Гонконге, где к нему подключены более 1,8 млн человек, что составляет 37% населения от 12 до 60 лет. Около 6—10 млн пользователей cети живут в Китае, а к 2003 г. их будет уже около 21 млн человек. К 2003 году существенно увеличится и армия индийских пользователей, достигнув численности в 9 млн человек. Годовые темпы прироста количества пользователей в Китае и Индии превышают 100% в год.

Продажи по интернету

Если на начальном этапе своего развития интернет служил лишь для общения и распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно, что сетевые технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях. Как показывает статистика, в 1999 г. около 600 тыс. фирм продавали свои товары и услуги по интернету, что на 65% больше, чем в 1998 году.

Первыми в сети несколько лет назад появились розничные электронные магазины типа B2C (business-to-customers), нацеленные на конечного потребителя. Затем быстро стали развиваться сайты B2B (business-to-business), предназначенные для корпоративных покупателей. В настоящее время объемы заказов на покупку по интернету уже значительны и растут стремительными темпами.
В 2000 г. около 40% всех интернет-пользователей (более 100 млн человек) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. Сейчас наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в интернете, увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты. Так, в 1999 г. объем электронной коммерции в секторе B2C составил около 30 млрд. долл., в 2001 г., по прогнозам, он достигнет 70—80 млрд. долл., а уже к 2003 г. может вырасти до 180—190 млрд. долл.
К факторам, повлиявшим на активный рост электронной коммерции в секторе B2C, можно отнести следующие:
развитость онлайновой культуры (в 1995 уже было около 15 млн онлайновых подписчиков сервисов AOL, CompuServe, Prodigy);
наличие хорошо налаженной телекоммуникационной инфраструктуры;
распространенность кредитных карт;
наличие культуры заказов и продаж по каталогам, которой уже более 100 лет;
существование эффективных систем экспресс-доставки (FedEx, DHL, TNT и др.).
К 2002 г. более 70% компаний из списка Fortune будут использовать интернет в своем бизнесе. Объем электронных сделок при этом составит 300—500 млрд долл., а доля корпоративного сектора вырастет до 70—80%.
Сегодня доля малого бизнеса в доходах электронной коммерции составляет около 20%. Ожидается, что к 2003 г. она возрастет до 27%.
Прогнозы различных компаний на 2004—2005 гг., несмотря на заметные расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60% до 150% в год). Годовой объем продаж в сети к тому времени обещает достигнуть 1,5—7 трлн долл. Таким образом, доля электронного сектора в экономике может составить 5—10%. Вероятно, около половины этого объема сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим останется пока объем южноамериканского, африканского и ближневосточного рынков. Особенно быстрые темпы развития прогнозируются в корпоративном секторе, который к 2005 г. будет давать более 90% всех электронных доходов. Объем продаж потребительских товаров в сети через 5 лет может достигнуть 600—800 млрд долл.
Факторы развития

Несмотря на высокий темп роста доходов, рынок электронной коммерции нельзя назвать устойчивым. В то время как одни фирмы получают здесь гигантские доходы, другие вынуждены пересматривать свои бизнес-планы для поддержания хотя бы минимальной прибыльности.



Для создания и ввода в действие электронного магазина, в отличие от традиционной формы, требуется всего несколько недель, поэтому соблазн выхода в этот сектор крайне велик. Тем не менее, для успеха на новом рынке требуется правильное построение стратегии бизнеса в каждом конкретном его сегменте.
Одним из относительно надежных путей выхода на онлайновый рынок является развитие нового направления бизнеса в уже существующей, хорошо зарекомендовавшей себя компании. По такому пути успешно продвигаются, например, гиганты Dell, Deutsche Bank, Sony, Wal-Mart и Barnes&Noble. Стимулирующими факторами для таких компаний являются расширение рынка за счет удаленных пользователей, а также снижение накладных расходов на прием и обработку заказа за счет полной автоматизации данных процессов в электронных магазинах. Считается, что, используя интернет-технологии, традиционные компании могут сократить издержки на 5—10%, что означает увеличение прибыли на 50—100%.
Однако возможна и принципиально другая схема построения бизнеса. Аналитики отмечают, что появление интернет-технологий маркетинга товаров и онлайновых услуг может постепенно привести к разделению функций производства и продажи между различными компаниями. Уже сейчас многие производители заключают контракты на поставку своих товаров с компаниями, применяющими новые технологии продвижения и продажи товаров, в том числе с помощью интернет-магазинов.

Качество обслуживания

Сайты некоторых электронных компаний являются не только неудобными, но и опасными для клиентов. В 1999 г. лишь 63% компаний в электронном бизнесе заботились о конфиденциальности передаваемой информации. В 2000 г. их доля выросла до 85%, а 80% компаний столкнулись с необходимостью обеспечивать безопасность работы своих магазинов.

Техническая сторона электронной коммерции пока что находится в стадии развития. Далеко не все компании, присутствующие на этом рынке, предоставляют полноценный набор услуг, включающий в себя возможность получения полной информации о товаре, об условиях покупки и доставки, возможность онлайнового размещения заказа и оплаты, информацию о программах поощрения клиентов. Около 30% сайтов признаются экспертами просто неудобными, с неудачными дизайнерскими решениями. По некоторым исследованиям, лишь каждый пятый пользователь, собравшийся сделать покупку в сети, делает ее с первой попытки. Четверо из пяти отказываются от покупки из-за недостаточной скорости передачи данных, отсутствия товара на складе и высоких накладных расходов за доставку.
Другим слабым местом всех электронных магазинов является доставка товара. Расходы на доставку достаточно велики и являются важным фактором для 82% интернет-покупателей. Только 7% пользователей указывают в опросах, что цена невелика или несущественна для них. В связи с этим, магазины применяют различные меры для снижения цен и привлечения покупателей, например, устанавливается постоянная цена доставки, независимо от количества заказанных товаров, а также скидки на доставку для постоянных покупателей. Улучшение качества доставки необходимо для развития интернет-торговли.

Мобильная коммерция

Электронная коммерция позволила производителям и продавцам прийти непосредственно в дома и офисы своих клиентов. Следующий логичный шаг — вынести свои услуги и на мобильные терминалы пользователей, в частности, на сотовые телефоны. Технологическая основа для подобного продвижения уже существует — это протоколы WAP и GPRS, позволяющие на мини-дисплее мобильного телефона просматривать некоторые web-страницы и работать в интернете. Новое направление получило название «мобильная коммерция» (m-commerce), и ее услуги уже действуют в некоторых странах. Например, в Финляндии можно совершить покупку в уличном автомате, набрав определенный номер на сотовом телефоне.
Мобильный сектор развивается крайне быстрыми темпами. Если сейчас в США пользуются сотовыми телефонами 35% населения, из которых только каждый десятый (3% населения) осуществляет мобильный выход в сеть, то уже через год их доля возрастет до 80%. Практически все абоненты планируют пользоваться мобильной электронной почтой.
В скором времени по мобильному телефону можно будет также делать различные покупки. По прогнозам экспертов, в 2004 г. от 60% до 90% всех мобильных телефонов будут совместимы с протоколом WAP, а объем мобильного сектора в электронной коммерции может достигнуть 5—10%. В 2005 г. ожидается, что в мире будет эксплуатироваться 600—700 млн мобильных телефонов (из них 240 млн — в Европе), а около 500 млн потенциальных пользователей услуг m-commerce. сформируют рынок объемом до 200 млрд долл. Основой этих услуг станут уличные автоматы и продажа различных билетов с помощью мобильных телефонов.

Интернет в России

Хотя абсолютное развитие интернета в России отстает от США, Европы и Азии, темпы роста по многим показателям не уступают и даже превышают зарубежные. По итогам 1999 года, Россия вошла в список 15 стран, в которых доля пользователей интернета в общем населении страны наиболее значительна.

По некоторым оценкам, Российская аудитория интернета составляет 5—6 млн человек (5—6% взрослого населения страны), из них 1,5—2 млн пользуются доступом в сеть регулярно (не реже одного раза в месяц). К 2002 г. ожидается увеличение числа постоянных пользователей до 3,8 млн человек, причем в значительной мере будет происходить за счет регионов. По некоторым прогнозам, в 2003 г. доступ к Сети в России будут иметь около 20 млн. человек.
Одна из причин сравнительно медленного развития частного сектора в российской Сети состоит в относительно низком уровне телефонизации. Если в США на 100 жителей приходится около 64 телефонов, то в оссии — всего 19.
Объемы электронных продаж в России, конечно, несравнимы с американскими или европейскими. Это вызвано не только более низким уровнем жизни, но и меньшей степенью развития единой банковской системы, механизмов оплаты по банковским чекам и кредитным картам. Тем не менее, все эти инструменты активно развиваются, поддерживая высокие темпы роста электронной коммерции. В ноябре 1999 г. в России с помощью ведущих платежных систем сделано покупок на 1,5 млн руб., что в 10 раз больше, чем за аналогичный период 1998 г.
Считается, что коммерческие интернет-услуги в России обладают большим потенциалом, хотя скачок в этой области произойдет не ранее 2004—2005 гг. Российские курьерские фирмы ожидают, что к 2005 году около 20% всех заказов по экспресс-доставке будут производиться по и интернету. Кроме того, согласно исследованиям, только в Москве более 300 тысяч человек являются потенциальными клиентами онлайновых банковских услуг, в то время как сейчас ими пользуются не более 4000 человек.
Интернет в наши дни — это целая индустрия, быстро проникающая во все области человеческой деятельности. Именно сейчас эта индустрия находится в стадии стремительного роста, который сохранится в ближайшие несколько лет. Огромное количество компаний во всем мире видят в интернете большой коммерческий потенциал и планируют с его помощью перевести свой бизнес на качественно новый уровень.
Взято: http://www.microsoft.com/Rus/Government/newsletters/issue6/05.mspx

Комментариев нет:

Отправить комментарий